Неточные совпадения
― Да вот написал почти книгу об естественных условиях рабочего в
отношении к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику, то, что он не берет человечества как чего-то вне зоологических законов, а, напротив, видит зависимость его от среды и в этой зависимости отыскивает законы
развития.
— У меня года два, до весны текущего, тоже была эдакая, кругленькая, веселая, мещаночка из Пскова. Жена установила с нею даже эдакие фамильярные
отношения, давала ей книги читать и… вообще занималась «интеллектуальным
развитием примитивной натуры», как она объяснила мне. Жена у меня была человечек наивный.
Он дал себе слово объяснить, при первом удобном случае, окончательно вопрос, не о том, что такое Марфенька: это было слишком очевидно, а что из нее будет, — и потом уже поступить в
отношении к ней, смотря по тому, что окажется после объяснения. Способна ли она к дальнейшему
развитию или уже дошла до своих геркулесовых столпов?
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в
отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического
развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
И мы всего более нуждаемся в
развитии в себе мужественного религиозного начала во всех
отношениях.
Развитие техники и ее власть над человеческой жизнью имеют прямое
отношение к теме «человек и космос».
Можно установить четыре периода в
отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его
отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Развитие Грановского не было похоже на наше; воспитанный в Орле, он попал в Петербургский университет. Получая мало денег от отца, он с весьма молодых лет должен был писать «по подряду» журнальные статьи. Он и друг его Е. Корш, с которым он встретился тогда и остался с тех пор и до кончины в самых близких
отношениях, работали на Сенковского, которому были нужны свежие силы и неопытные юноши для того, чтобы претворять добросовестный труд их в шипучее цимлянское «Библиотеки для чтения».
Alma mater! Я так много обязан университету и так долго после курса жил его жизнию, с ним, что не могу вспоминать о нем без любви и уважения. В неблагодарности он меня не обвинит, по крайней мере, в
отношении к университету легка благодарность, она нераздельна с любовью, с светлым воспоминанием молодого
развития… и я благословляю его из дальней чужбины!
Прежние, устарелые, но последовательные понятия об
отношениях между людьми были потрясены, но нового сознания настоящих
отношений между людьми не было раскрыто. Хаотический простор этот особенно способствовал
развитию всех мелких и дурных сторон мещанства под всемогущим влиянием ничем не обуздываемого стяжания.
Отщепленной от народного целого интеллигенции всего мира поверилось, что она окончательно вступила в третий фазис
развития, окончательно освободилась от пережитков прошлого, что знанием для нее исчерпывается восприятие мира и сознательное
отношение к миру, что все человечество тогда лишь станет на высоту самосознания, когда вырвет из своей души семя веры и отдастся гордому, самодержавному, всесильному знанию.
Между тем с поселенцами конкурируют японцы, производящие ловлю контрабандным образом или за пошлины, и чиновники, забирающие лучшие места для тюремных ловель, и уже близко время, когда с проведением сибирской дороги и
развитием судоходства слухи о невероятных богатствах рыбы и пушного зверя привлекут на остров свободный элемент; начнется иммиграция, организуются настоящие рыбные ловли, в которых ссыльный будет принимать участие не как хозяин-промышленник, а лишь как батрак, затем, судя по аналогии, начнутся жалобы на то, что труд ссыльных во многих
отношениях уступает труду свободных, даже манз и корейцев; с точки зрения экономической, ссыльное население будет признано бременем для острова, и с увеличением иммиграции и
развитием оседлой и промышленной жизни на острове само государство найдет более справедливым и выгодным стать на сторону свободного элемента и прекратить ссылку.
Дядя Максим был очень встревожен этим случаем. С некоторых пор он стал выписывать книги по физиологии, психологии и педагогике и с обычною своей энергией занялся изучением всего, что дает наука по
отношению к таинственному росту и
развитию детской души.
Следствием такого убеждения является в нас уважение к человеческой натуре и личности вообще, смех и презрение в
отношении к тем уродливым личностям, которые действуют в комедии и в официальном смысле внушают ужас и омерзение, и наконец — глубокая, непримиримая ненависть к тем влияниям, которые так задерживают и искажают нормальное
развитие личности.
Лозунг его в то время выражался в трех словах: свобода,
развитие и справедливость. Свобода — как стихия, в которой предстояло воспитываться человеку;
развитие — как неизбежное условие, без которого никакое начинание не может представлять задатков жизненности; справедливость — как мерило в
отношениях между людьми, такое мерило, за чертою которого должны умолкнуть все дальнейшие притязания.
— Я невежда в
отношении Гегеля… С Фихте [Фихте Иоганн-Готлиб (1762—1814) — немецкий философ и публицист.] и Шеллингом [Шеллинг Фридрих-Вильгельм (1775—1854) — немецкий философ, оказавший заметное влияние на
развитие русской философской мысли, особенно в 20-е годы.] я знаком немного и уважаю их, хотя я сам весь, по существу моему, мистик; но знать, говорят, все полезно… Скажите, в чем состоит сущность учения Гегеля: продолжатель ли он своих предшественников или начинатель чего-нибудь нового?..
Правда, устройство жизни в главных чертах остается всё таким же насильническим, каким оно было 1000 лет тому назад, и не только таким же, но в некоторых
отношениях, особенно в приготовлениях к войне и в самых войнах, оно представляется даже более жестоким; но зарождающееся христианское общественное мнение, то самое, которое при известной степени
развития должно изменить всё языческое устройство жизни, уже начинает действовать.
В этом изменении
отношения между нравственным
развитием масс и развращенностью правительств и состоит вся история последних двух тысячелетий.
Следя пристальнее за этой мыслью, всматриваясь в нее дольше и глубже, замечаешь, что это стремление к новому, более естественному устройству
отношений заключает в себе сущность всего, что мы называем прогрессом, составляет прямую задачу нашего
развития, поглощает всю работу новых поколений.
Таковым же нередко оказывается и логическое
развитие житейских
отношений, требуемое теориею от драмы.
Но тут его
развитие останавливается, эгоизм его остается в пределах отдельной личности и знать не хочет ее
отношений к обществу, к своим ближним.
При таком легком
отношении к исходному пункту новой жизненной деятельности возможно ли ожидать устойчивости и во всем дальнейшем ее
развитии?
Не переставая заботиться о войске и флоте, он в последующее время много обращает также внимания и на
развитие промышленности в государстве, на финансовые
отношения, на лучшее устройство гражданских учреждений, — заводит училища, задумывает академию наук, учреждает синод и пр.
Это — идея об
отношении исторических событий к характеру, положению и степени
развития народа.
Правда, впоследствии, когда пение становится для высших классов общества преимущественно искусством, когда слушатели начинают быть очень требовательны в
отношении к технике пения, — за недостатком удовлетворительного пения инструментальная музыка старается заменить его и является как нечто самостоятельное; правда, что она имеет и полное право обнаруживать притязания на самостоятельное значение при усовершенствовании музыкальных инструментов, при чрезвычайном
развитии технической стороны игры и при господстве предпочтительного пристрастия к исполнению, а не к содержанию.
Но с течением времени, по мере сознательного
развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие
отношения к жизни, получал новое значение.
Она не говорит: «Допусти то и то, а я тебе дам истину, спрятанную у меня, ты можешь получить ее, рабски повинуясь»; в
отношении к лицу она только направляет внутренний процесс
развития, прививает индивидуальности совершённое родом, приобщает ее к современности; она сама есть процесс углубления в себя природы и
развитие полного сознания космоса о себе; ею вселенная приходит в себя после борений материального бытия, жизни, погруженной в непосредственность.
Дело в том, что они науку принимают не за последовательное
развитие разума и самопознания, а за разные опыты, выдуманные разными особами в разные времена, без связи и
отношения между собою.
Он мог спокойно и беспристрастно оценить теперь те начала и идеи, которыми определялся ход русского
развития, мог откровенно и с очевидною ясностью представить все обстоятельства, доведшие Россию до того состояния, в каком застала ее восточная война и которого неудобства во многих
отношениях мы сами провозгласили открыто и громко.
И будто все это могло совершиться внезапно, ex abrupto, по выражению г. Жеребцова, без всяких
отношений к предыдущему
развитию России?
Способность эта заключается в восприимчивости к внешним впечатлениям, и, таким образом, нравственное
развитие человека совершенно зависит от того, как устроятся
отношения между его внутренней восприимчивостью и впечатлениями внешнего мира.
В этой схоластической отвлеченности держалась она невозмутимо до тех пор, пока жизнь Руси тянулась молчаливо и однообразно, без прогресса, без самобытного
развития, под неурядицей удельных междоусобий, под игом татар, под влиянием неустановившихся государственных
отношений…
Не принимая в расчет состояния общественной нравственности, ни исторических обстоятельств
развития порока, ни общего положения администрации, ни
отношений одного класса к другому, сатирики рады свалить всю беду на бедную личность чиновника, которая часто вовсе без вины виновата.
Если
развитие и было, то самое ничтожное, да и то скорее в
отношении к внешности, к форме выражения, а уж никак не в
отношении к
развитию и расширению содержания.
Воспитание его не было сложно; простое, деревенское воспитание того времени; оно ограничивалось с физической стороны —
развитием непобедимого пищеварения, с нравственной — укоренением верного взгляда на
отношение столбового помещика к дворовым и крестьянам.
Матушка его, не слышавшая в нем души, не токмо не препятствовала
развитию его ранних способностей, но даже не без удовольствия смотрела на удаль сынка и исподволь помогала ему, что при ее средствах и гражданских
отношениях к девичьей не представляло непреоборимых трудностей.
О том, как различается череп негров и других низших племён человечества — от черепа народов образованных, мы полагаем излишним распространяться. Кому не известно странное
развитие верхней части черепа у этих племён, доходящее до того, что у некоторых, напр., у новоголландцев, почти вовсе нет верхних частей мозга? И кому, вместе с тем, неизвестно, что в
отношении к
развитию умственных способностей эти племена стоят несравненно ниже народов кавказского племени?
Различие племён и затем различие занятий человека много имеет влияния на возможную степень его
развития во всех
отношениях.
На
развитие каждого отдельного человека имеют влияние не только его частные
отношения, но и вся общественная атмосфера, в которой суждено ему жить.
Предоставляя самим читателям насладиться припоминанием всего
развития повести, мы обратимся опять к характеру Инсарова или, лучше, к тому
отношению, в каком стоит он к окружающему его русскому обществу.
Семейные
отношения Стаховых очеркнуты у г. Тургенева очень бегло, но в этом очерке есть глубоко верные указания, весьма много объясняющие первоначальное
развитие характера Елены.
Она, конечно, не стоит на степени
развития Простаковой, которая, узнавши, что Палашка лежит больная и бредит, восклицает с негодованием: «Лежит, бестия, — бредит! как будто благородная!» Но все-таки и Софья Николаевна не могла еще дойти до понятия о том благородстве, которое равно свойственно и помещику и крестьянину и которое нередко может быть в совершенно обратном
отношении к общественному положению лица.
Нужно было автору два-три-четыре лица для
развития сюжета, — так эти два-три-четыре лица являлись в повести, без всякого
отношения к остальному миру, как будто бы они жили на необитаемом острове, где все нужное являлось для них по щучьему веленью.
Далее — что устройство нашей общественной среды не совсем удовлетворительно и что житейские
отношения наши [совсем не] благоприятствуют нормальному
развитию и свободной, здравой деятельности человека, — об этом тоже написано у нас весьма много рассказов, даже самыми посредственными беллетристами.
Медицина может самым настойчивым образом указывать человеку на необходимость всестороннего физического
развития, — все ее требования будут по
отношению к взрослым людям разбиваться об условия жизни, как они разбиваются и теперь по
отношению к интеллигенции.
В
отношении физического
развития я рос в исключительно благоприятных условиях.
В дальнейшем
развитии той же мысли Эриугена подробно (в книгах I и II) останавливается на выяснении того, что к Божеству совершенно не приложимы категории мышления (которых, вслед за Аристотелем, он насчитывает десять: сущность, количество, качество,
отношение, положение, состояние (habitus), место, время, действие, страдание).
Эта небольшая семейная сцена имела важное влияние в моем
развитии, как потому, что я из нее смутно уразумел тщательно скрываемую от меня драму моих родителей, так и потому, что это единственная и последняя сцена, в которой я видел моих родителей в таких задушевных
отношениях.
— К тому же, — добавила она, — если бы ты теперь был более со мною, а менее с Иваном Ивановичем, то помимо того, что я не могу принести для твоего
развития той пользы; какую приносит он, но мы с тобою поступили бы неблагодарно по
отношению к такому достойному старику, как Альтанский, и огорчили бы его.
Помню, я принял участие в споре против Гуськова и увлекся в крайность, доказывая даже, что ум и образование всегда в обратном
отношении к храбрости, и помню, как Гуськов приятно и умно доказывал мне, что храбрость есть необходимое следствие ума и известной степени
развития, с чем я, считая себя умным и образованным человеком, не мог втайне не согласиться!